Патрушева Валентина Ивановна

1931 г.

Информация предоставлена:

Кружаев Иван Андреевич

Кемеровская область, г. Кемерово

Моя прабабушка по маминой линии Патрушева Валентина Ивановна, родилась 17 февраля 1931 года. В тот день, когда, началась война, ей было 10 лет.

Из воспоминаний: Первый день войны застал всех врасплох. Радиопродукторы в печально-торжественном тоне сообщили о начале войны.
Взрослые горевали, плакали, а мы, дети, им сочувствовали, но не понимали еще этой трагедии, поэтому с любопытством смотрели и прислушивались, когда начнут стрелять. Но стрельбы не было, а было всеобщее беспокойство. Покупали (расхватывали) в магазинах продукты, отец в лихорадке достраивал дом по ночам, а днем уезжал на работу. А на нашей улице Красной на фронт уходили молодые парни и мужчины. Везде слышался плач и песни. Радио сообщало тревожные вести: враг занимал наши города и села, уничтожая на пути все живое и недвижимое. Увозил девушек в германский плен.

Расскажу немного о семье моей прабабушки:
Валентина была старшей из четырех детей. Семья жила хорошо и в достатке. В 1941 семья решила переехать из Барабинска в Анжеро-Судженск. Обустраивалась, купили половину домас многими недоделками, успели вставить одинарные окна и сделать ставни. На момент начала войны Валентине было 10 лет, брату Геннадию 7 лет, сестре Галине 3 года, брату Владимиру 6 месяцев, папе 33 года, маме 31год.

Папа Патрушев Иван Дмитриевич (1908-1943) с врождённым пороком сердца, был снят с воинского учета, но в 1941 г взят на фронт прямо с работы, где работал главным бухгалтером. Не простившись с семьей, уехал. Грамотный, образование высшее. Умный, дальновидный. Любил работу, детей, семью.
Маму звали Катерина. Родом из деревни Подкидовки, Катерина была красивой и работящей.

Пришла телеграмма: «Я призван, высылаю денег 900р.» Катерина никак не могла понять, как её невоеннообязанного мужа могли призвать в армию. Но это произошло. Суровое для страны было время. Обучили 6 месяцев на радиста и отправили на фронт. Воевал, писал, ободрял семью, но в апреле 1943 г. Погиб под Курском.

В городе шло движение: на место наших предприятий и учреждений приезжали из крупных городов специалисты. Эвакуация. В дом советов, крупное четырехэтажное здание, переехали новосибирцы, а в Новосибирск эвакуированы были ленинградцы. В школе разместили раненых. Ребятам очень хотелось там побывать, но стояла вооруженная охрана и не позволяла даже приближаться. Учиться, когда начался учебный год, детей отправили в списанные дома, в которые страшно было заходить. Штукатурка обвалилась, местами выкрошилась кирпичная кладка. Дома были очень ветхие и ненадежные. Детям в «новой школе» не разрешалось бегать и быстро ходить, потому что все шаталось. Все время было неуютно и холодно. Дул ветер. Учителя смотрели на переменах, чтобы дети не собирались в кучу. Ветхие половицы могли не выдержать.

Мама Катерина, оставшись на руках с четырьмя детьми, устроилась официанткой в столовую. Это обстоятельство помогло семье Валентины не умереть с голоду в те страшные времена. Мама работала днями и ночами. Всю работу по дому и заботу о младших детях взяла на себя десятилетняя Валя.
Из воспоминаний: Мой брат Вова постоянно просил у меня есть, даже тогда, когда мама была дома. «Валя, дай кокпетяпутёй(кусокхлеба большой)».
Валя всю работу по дому делала очень тщательно. Старалась дома прибрать и за малышами следила, училась и работала. Чаще ходила за обедом в столовую, где работала мама сама, но не всегда это получалось и приходилось отправлять младшего брата Гену. Гена брал с собой соседского вечно голодного мальчишку Петьку Сорокина. Отца у него убили на фронте.
Из воспоминаний: Мама их накормит, пошлет в бидоне нам обед, но они часто его не доносили и оставляли нас голодными. Тогда я, возвращалась вечером домой после школы, опять шла к маме в столовую, чтобы накормить младших.

Всегда очень хотелось есть. Но еды было всегда не хватало.
Из воспоминаний: Я выхлопотала в военкомате, чтобы нам продали одну пару валенок, еще одну скатала бабушка Александра – так и перебивались. На ордер раз в квартал на краю Анжерки в магазине можно было отовариться тремя метрами материала, и мама, а потом и я шили платья и рубахи. Иногда, скопив деньги от продажи талонов на рыбу и мясо, покупали на базаре шинель. Затем перешивали по размеру.

Зимой было всегда холодно. В школе холодно и сыро, в доме прохладно. Одежда была ветхая и не грела.

Время шло. Приходили похоронки, почти все ребятишки были без отцов. А матери пропадали на работах. Валя очень любила читать. Читала газеты, книги. Вести с фронта. Жизнь не останавливалась. Известия с фронта обнадеживали, наши войска наступали, освобождая города и села нашей Родины. Несмотря на личные трагедии, народ повеселел. Все ждали конца войны. Ну как ждали, выживали каждый день. Дети перешли в другое здание школы, одноэтажное деревянное, но крепкое, продолжали учиться в три смены. А в 1944 году произошло подкрепление учительского состава, и стали детей учить учителя-предметники.

Из воспоминаний: Из Ленинграда приехала Ирина Щуцкая. Она была очень высокая. Ее все дети приняли очень дружески, а она сразу без всякого бахвальства стала помогать нам по математике, по немецкому языку. Как мы потом узнали, она владела пятнадцатью языками, ее родители были дипломаты, в оккупации она была три года, но все время занималась дома. Она все знала, что угодно у нее можно было спросить, она знала ответ.

Моя прабабушка Валя написала семейный архив. Одна глава называется «Один день десятилетней хозяйки». Давайте, вместе почитаем.

Во время Великой Отечественной Войны самое трудное доставалось детям. Отец на фронте, мать сутками на работе, а четверо малолетних детей в холодной избе с одинарными окнами. Топлива нет. Старшая десятилетняя девочка будит семилетнего брата, кутает его тряпьем, берут санки и мешки и идут к шахте Судженской на породу.Там иногда попадают камни настоящего угля, осколки дров от стоек. Собираем, да опасаемся, чтобы таким камнем не убило самих. А на улице еще темно, мороз 42 градуса. До дома два километра. Изо всех сил напрягаемся. Иногда какой-то прохожий помогает втащить санки в гору.

Дома ждут еще двое детей в возрасте 3-х лет и 1 года, лежат под одеялом и плачут от холода и голода. Первым делом надо умудриться сырыми осколками дров растопить печку, а потом идти в столовую за обедом. Мама накормит пришедших и отправит еду домой. Если печку удалось растопить, то малыши облепят ее как спасительное чудо.
Уберешь в избе, возьмешься за уроки, а в школу идешь к 4 часам, в три смены работала школа.

Однажды иду из школы, а малыши стоят на улице: испугались мышей. Печь остыла, и за обедом идти нужно. Ложусь спать в 12 часов, после того как сделаю все домашние дела. И так каждый день.

Мама возвращается в 6 часов утра. После изнурительной суточной работы только к вечеру чуть приходит в себя, чтобы с утра опять уйти на работу.
Мы все время думали о том, что отец вернется, и эта каторжная жизнь закончится.Но пришло письмо с фронта, извещающее о гибели отца.Я написала стихотворение.

Отец мой сегодня уходит на фронт
Со всеми отцами вместе.
Я тоже папе своему помогу
Учебой отличной на месте.
И год уж проходит с того-то дня,
Как папа уехал из дома,
И присылает товарищ письмо,
С которым мы не знакомы.
В первых строках чужого письма
Привет он с тоской посылает,
Но горе не может он вымолвить вдруг,
И так он теперь сообщает.
В ужасном сражении под Курском,
Где много чумы полегло,
Фашистские гады напились
Кровью отца твоего.
Но не было фрицам пощады,
Мы били его со всех сил
И к вечеру фрицев не стало:
Ему мы нарыли могил.
А папу твоего мы запомним
И гаду за все отомстим.
За вас, за детей, за любимых.
Мы все головой постоим.

Но вот наступило 9 мая 1945 года. Торжественная музыка, все идут на площадь в Судженске. Там торжественный митинг в честь победы. Радостные лица победителей и их семей, но крайне печальные, заплаканные лица тех, у кого отцы и братья не вернулись с фронта. Весь мир разделился на две половины: Счастливые и потемневшие от горя и слез лица вдов и сирот.
Но горевать некогда. Надо думать о жизни, о своем пути в этом мире.
В 1950 Валентина Ивановна закончила Мариинское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов. В этом же году вышла замуж. Родила сына в 1951 г. и дочь в 1956г. В 1970 году окончила Кемеровский государственный институт по специальности учитель русского языка и литературы. Работала завучем в школе, затем заведующим районным методическим кабинетом. В 1988 ушла на пенсию. Воспитывала троих внуков.

Смотреть другие истории