Информация предоставлена:
Кириллова Карина Александровна
Ленинградская область, г. Отрадное
Наш прадедушка проживал вместе с родителями и двумя братьями и сестрой в Дудергофе (Красное Село).
Нашего прапрадедушку в июле 1941 года призвали на фронт. Перед началом блокады старший брат Виктор нашего прадедушки Николая отправился в Ленинград к своим бабушке и дедушке за валенками, но обратно уже не вернулся, т. к. закрылось кольцо блокады немцами. Виктор вместе с бабушкой и дедушкой погибли в 1942 году от сильного голода. Похоронены в братской могиле на кладбище 9 января. Дудергоф был захвачен фашистскими войсками и наш прадед со своей семьёй оказались на оккупированной территории. Младший брат Евгений нашего прадеда вскоре умер из-за голода. В связи с тем, что мама прадеда Николая ходила на заработки, они с сестрой Валентиной ходили на вокзал, попрошайничать какой либо еды у немцев.
Один из немцем на них донёс своему командиру, что малолетние русские дети у них попрошайничали. Их силком поместили так называемое гетто для детей. Это был перевалочный пункт для перегона детей в концлагерь. В течение нескольких месяцев наш прадед с сестрой находились в этом гетто. Там был жуткий голод и издевательство надзирателей. Через некоторое время им удалось сбежать из гетто. Наш прадед с сестрой Валентиной пошли домой. К моменту подхода кДудергофу, они встретили свою соседку бабу Машу, и узнали, что, когда они были в гетто, их мама скончалась и похоронили её под берёзой рядом с домом.
У прадеда с сестрой больше не было выбора, как опять поддаться на вокзал. А там их опять поймали фашисты и поместили в гетто. Опять пришлось пройти через голод ( ели крапиву и живых ужей), издевательства и побои.
Из города Гдов фашисты собирались отправить всех детей на верную смерть в Освенцум концлагерь в Польше.
Рано утром их собрали в одну кучу и запихнули в два вагона на голые доски. Когда они ехали, никто из детей даже не предполагал, что их ждёт. Их мучала жажда и голод. Надзиратели не разрешали им спать, пить, часто измывались.
На территории Литовской ССР, наши доблестные партизаны Красной Армии смогли подорвать поезд с фашистской символикой и освободить детей, хотя сами партизаны не знали что или кто было в вагонах.
Наш прадед с сестрой, как многие спасённые дети оказались в деревне М. Шадово. Их всех разместили по разным домам. Так наш прадедушка в первые за все время войны разлучился с сестрой. Сестра Валентина нашего прадеда попала в дом к молодой женщине, которая симпатизировала немецкой политики во время оккупации. Эта женщина заставляла Валентину выполнять самую тяжёлую и трудную работу по дому. Не разрешала видеться с братом и всячески противостояла воссоединению детей. Наш прадед, в отличии от сестры, попал в хорошие руки. Ему разрешали бегать на встречи к Вале. Там через забор он передавал ей молоко и хлеб.
Так какое-то время до под хода войск Красной Армии они прожили в этих семьях. В 1944 году их освободили наши войска. Нашему прадеду предложили быть сыном полка, но он отказался из-за своей сестры, т.к. это был на тот момент единственный родной человек.
Их отправили обратно в Ленинград и поместили в Центральный Детский приёмник, а оттуда 21 ноября 1944 в 54 детский дом, Правый берег Невы, д.96.
В 1948 году их разыскал отец, которой после ранения в 1941 году, на фронте был комиссован в Москву на должность авиамеханика военный аэродром.
В 1985 году наш прадедушка умер, сестра его умерла в 2017 и подхоронена к брату. На протяжении все жизни нашего прадедушки, они с сестрой были не разлучны.