Мельникова Александра Ивановна
1934 г.
1934 г.
Информация предоставлена:
В посёлке она жила и воспитывалась своим дедом и бабушкой, её мама Цирульникова Анна Федоровна работала на местном заводе по производству стекла, и редко виделась с дочерью.
Дед Проников Федор Григорьевич по профессии был ветеренаром: то коня попросят кострировать, то другую захудалую скотинку. Всё оставшееся от операции дед нёс домой. Поэтому Шурочка была сыта…
Самое вкусное лакомство готовилось в доме мамы, в редкие дни выходных, когда она забирала Шурочку к себе. Согревающая дом «буржуйка», на палочке с кусочком черного хлеба и ломтиком сала, готовила незабываемое лакомство! Когда Шурочка ела его, ей было невыносимо вкусно и одновременно горько.
Ещё вчера, играя с соседскими детьми, которые жили в доме напротив дедушкиного, недоевшими и голодными, в отсутствии своей матери, отодвигали закрытый на ключ шкаф, в который был убран оставшийся хлеб. В тайне от матери, они аккуратно отрывали дощечку от задней стенки шкафа и маленькие кусочки хлеба, как вознаграждение, сосали долго-долго…
Рецепт был простым: пищевая сода и смола любого дерева. Всё это женщины варили, а затем остужали. Сваренное «мыло» склеивало волосы так, что их не возможно было расчесать. Волосы превращались во что-то непонятное, похожее на паклю. С причёской пришлось проститься и весь второй и третий класс волос на голове не было совсем…
Но Шурочка не горевала об этом. Она знала, что это не ей тяжело, это не ей трудно. Поэтому всю войну она думала о тех, кто защищает их и стоит насмерть за них там, на фронте.