Патрушева Валентина Ивановна
1931 г.
1931 г.
Информация предоставлена:
Из воспоминаний: Первый день войны застал всех врасплох. Радиопродукторы в печально-торжественном тоне сообщили о начале войны.
Взрослые горевали, плакали, а мы, дети, им сочувствовали, но не понимали еще этой трагедии, поэтому с любопытством смотрели и прислушивались, когда начнут стрелять. Но стрельбы не было, а было всеобщее беспокойство. Покупали (расхватывали) в магазинах продукты, отец в лихорадке достраивал дом по ночам, а днем уезжал на работу. А на нашей улице Красной на фронт уходили молодые парни и мужчины. Везде слышался плач и песни. Радио сообщало тревожные вести: враг занимал наши города и села, уничтожая на пути все живое и недвижимое. Увозил девушек в германский плен.
Расскажу немного о семье моей прабабушки:
Валентина была старшей из четырех детей. Семья жила хорошо и в достатке. В 1941 семья решила переехать из Барабинска в Анжеро-Судженск. Обустраивалась, купили половину домас многими недоделками, успели вставить одинарные окна и сделать ставни. На момент начала войны Валентине было 10 лет, брату Геннадию 7 лет, сестре Галине 3 года, брату Владимиру 6 месяцев, папе 33 года, маме 31год.
Папа Патрушев Иван Дмитриевич (1908-1943) с врождённым пороком сердца, был снят с воинского учета, но в 1941 г взят на фронт прямо с работы, где работал главным бухгалтером. Не простившись с семьей, уехал. Грамотный, образование высшее. Умный, дальновидный. Любил работу, детей, семью.
Маму звали Катерина. Родом из деревни Подкидовки, Катерина была красивой и работящей.
Пришла телеграмма: «Я призван, высылаю денег 900р.» Катерина никак не могла понять, как её невоеннообязанного мужа могли призвать в армию. Но это произошло. Суровое для страны было время. Обучили 6 месяцев на радиста и отправили на фронт. Воевал, писал, ободрял семью, но в апреле 1943 г. Погиб под Курском.
В городе шло движение: на место наших предприятий и учреждений приезжали из крупных городов специалисты. Эвакуация. В дом советов, крупное четырехэтажное здание, переехали новосибирцы, а в Новосибирск эвакуированы были ленинградцы. В школе разместили раненых. Ребятам очень хотелось там побывать, но стояла вооруженная охрана и не позволяла даже приближаться. Учиться, когда начался учебный год, детей отправили в списанные дома, в которые страшно было заходить. Штукатурка обвалилась, местами выкрошилась кирпичная кладка. Дома были очень ветхие и ненадежные. Детям в «новой школе» не разрешалось бегать и быстро ходить, потому что все шаталось. Все время было неуютно и холодно. Дул ветер. Учителя смотрели на переменах, чтобы дети не собирались в кучу. Ветхие половицы могли не выдержать.
Мама Катерина, оставшись на руках с четырьмя детьми, устроилась официанткой в столовую. Это обстоятельство помогло семье Валентины не умереть с голоду в те страшные времена. Мама работала днями и ночами. Всю работу по дому и заботу о младших детях взяла на себя десятилетняя Валя.
Из воспоминаний: Мой брат Вова постоянно просил у меня есть, даже тогда, когда мама была дома. «Валя, дай кокпетяпутёй(кусокхлеба большой)».
Валя всю работу по дому делала очень тщательно. Старалась дома прибрать и за малышами следила, училась и работала. Чаще ходила за обедом в столовую, где работала мама сама, но не всегда это получалось и приходилось отправлять младшего брата Гену. Гена брал с собой соседского вечно голодного мальчишку Петьку Сорокина. Отца у него убили на фронте.
Из воспоминаний: Мама их накормит, пошлет в бидоне нам обед, но они часто его не доносили и оставляли нас голодными. Тогда я, возвращалась вечером домой после школы, опять шла к маме в столовую, чтобы накормить младших.
Всегда очень хотелось есть. Но еды было всегда не хватало.
Из воспоминаний: Я выхлопотала в военкомате, чтобы нам продали одну пару валенок, еще одну скатала бабушка Александра – так и перебивались. На ордер раз в квартал на краю Анжерки в магазине можно было отовариться тремя метрами материала, и мама, а потом и я шили платья и рубахи. Иногда, скопив деньги от продажи талонов на рыбу и мясо, покупали на базаре шинель. Затем перешивали по размеру.
Зимой было всегда холодно. В школе холодно и сыро, в доме прохладно. Одежда была ветхая и не грела.
Время шло. Приходили похоронки, почти все ребятишки были без отцов. А матери пропадали на работах. Валя очень любила читать. Читала газеты, книги. Вести с фронта. Жизнь не останавливалась. Известия с фронта обнадеживали, наши войска наступали, освобождая города и села нашей Родины. Несмотря на личные трагедии, народ повеселел. Все ждали конца войны. Ну как ждали, выживали каждый день. Дети перешли в другое здание школы, одноэтажное деревянное, но крепкое, продолжали учиться в три смены. А в 1944 году произошло подкрепление учительского состава, и стали детей учить учителя-предметники.
Из воспоминаний: Из Ленинграда приехала Ирина Щуцкая. Она была очень высокая. Ее все дети приняли очень дружески, а она сразу без всякого бахвальства стала помогать нам по математике, по немецкому языку. Как мы потом узнали, она владела пятнадцатью языками, ее родители были дипломаты, в оккупации она была три года, но все время занималась дома. Она все знала, что угодно у нее можно было спросить, она знала ответ.
Во время Великой Отечественной Войны самое трудное доставалось детям. Отец на фронте, мать сутками на работе, а четверо малолетних детей в холодной избе с одинарными окнами. Топлива нет. Старшая десятилетняя девочка будит семилетнего брата, кутает его тряпьем, берут санки и мешки и идут к шахте Судженской на породу.Там иногда попадают камни настоящего угля, осколки дров от стоек. Собираем, да опасаемся, чтобы таким камнем не убило самих. А на улице еще темно, мороз 42 градуса. До дома два километра. Изо всех сил напрягаемся. Иногда какой-то прохожий помогает втащить санки в гору.
Дома ждут еще двое детей в возрасте 3-х лет и 1 года, лежат под одеялом и плачут от холода и голода. Первым делом надо умудриться сырыми осколками дров растопить печку, а потом идти в столовую за обедом. Мама накормит пришедших и отправит еду домой. Если печку удалось растопить, то малыши облепят ее как спасительное чудо.
Уберешь в избе, возьмешься за уроки, а в школу идешь к 4 часам, в три смены работала школа.
Однажды иду из школы, а малыши стоят на улице: испугались мышей. Печь остыла, и за обедом идти нужно. Ложусь спать в 12 часов, после того как сделаю все домашние дела. И так каждый день.
Мама возвращается в 6 часов утра. После изнурительной суточной работы только к вечеру чуть приходит в себя, чтобы с утра опять уйти на работу.
Мы все время думали о том, что отец вернется, и эта каторжная жизнь закончится.Но пришло письмо с фронта, извещающее о гибели отца.Я написала стихотворение.
Отец мой сегодня уходит на фронт
Со всеми отцами вместе.
Я тоже папе своему помогу
Учебой отличной на месте.
И год уж проходит с того-то дня,
Как папа уехал из дома,
И присылает товарищ письмо,
С которым мы не знакомы.
В первых строках чужого письма
Привет он с тоской посылает,
Но горе не может он вымолвить вдруг,
И так он теперь сообщает.
В ужасном сражении под Курском,
Где много чумы полегло,
Фашистские гады напились
Кровью отца твоего.
Но не было фрицам пощады,
Мы били его со всех сил
И к вечеру фрицев не стало:
Ему мы нарыли могил.
А папу твоего мы запомним
И гаду за все отомстим.
За вас, за детей, за любимых.
Мы все головой постоим.
Но вот наступило 9 мая 1945 года. Торжественная музыка, все идут на площадь в Судженске. Там торжественный митинг в честь победы. Радостные лица победителей и их семей, но крайне печальные, заплаканные лица тех, у кого отцы и братья не вернулись с фронта. Весь мир разделился на две половины: Счастливые и потемневшие от горя и слез лица вдов и сирот.
Но горевать некогда. Надо думать о жизни, о своем пути в этом мире.
В 1950 Валентина Ивановна закончила Мариинское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов. В этом же году вышла замуж. Родила сына в 1951 г. и дочь в 1956г. В 1970 году окончила Кемеровский государственный институт по специальности учитель русского языка и литературы. Работала завучем в школе, затем заведующим районным методическим кабинетом. В 1988 ушла на пенсию. Воспитывала троих внуков.