Гуща (Ефименко) Нина Ивановна
1934 г.
1934 г.
Информация предоставлена:
Летом 41-го отца Ивана Михайловича Ефименко и его брата Григория Михайловича забрали на фронт. Бабушка одна растила детей. Много трудностей пришлось ей испытать за военное лихолетье. И голод, и холод, и зверства фашистов. При отступлении фашист застрелил корову, единственную кормилицу. Бабушка привила Нине веру в Бога. В с. Заборье, где они жили была церковь.
С самого раннего детства Нина познала тяжёлый труд в деревне. Одним из памятных событий стал день, когда Нина учила стихотворение С. Маршака «Мороз и Морозец». До мельчайших подробностей помнит, как учила в тот день стихотворение и думала, что и её отец бьёт фашистов, как вдруг вернулась бабушка, незаметно бочком привалилась к столу и горько так, страшно запричитала: «Мои деточки, мои сироты. Нема у вас мамочки, нема теперь и батьки. Война, проклятая забрала». Только чувство долга, ответственность за своих внуков не дали Прасковье Гавриловне умереть от горя вслед за сыновьями. Встала она перед иконой и взмолилась: «Господи, Матерь Божия, обняла ты своего дитёночка, жалеешь его, и я своих жалела, хоть бы ты оставила мне одного!» А потом опомнилась: «Прости ты меня, Матерь Божия, сама не ведаю, что говорю. Ты одних забрала у меня, а мне дала смену — внуков моих».
И судьба ее наградила. Нина Ивановна говорит: «Дожила я до счастливой и хорошей жизни. Дети мои приёмные мне пишут, приезжают в гости. Денег не берут. Они говорят: «Мы не за деньгами приехали, а тебя, мамочка, проведать».
Нина Ивановна живет в семье своей дочери Валентины. Она радуется успехами внучки. Дочь Валентина выйдя замуж, стала носить фамилию Ефименко — ОЙ, я так рада, что моя доченька вернула мою фамилию. Ведь и моя фамилия и у бабы, и у отца была Ефименко. Что меня роднит с Ниной Ивановной: Она мама нашей невестки, тёща моего брата, а значит моя тётя.
Русская поговорка гласит: «Дети — наша старость. Хорошие дети — хорошая старость».
— В старости я счастливая, — повторившись, сказала Нина Ивановна и добавила: — А на Иерусалим я теперь по телевизору смотрю и молюсь.
Уверена, что вера в Бога, в его заповеди сделали жизнь Нины Ивановны Гуща яркой и такой нужной.
Автор рассказа о Нине Ивановне Гущиной (Ефименко) Татьяна Дмитриевна Ефименко.