Соглаева Лариса Стефановна
1940 г.
1940 г.
Информация предоставлена:
Детство мое прошло в городе Армавир, который во время войны постоянно бомбили, поэтому гул самолетов, несущих смертоносные снаряды я не забуду никогда…
Моему папе на момент начала войны было уже 42 года, он по возрасту не подходил к призыву на войну, но сам добровольцем ушел на фронт в госпиталь санитаром.
Мама осталась с тремя детьми одна, хорошо были бабушка с дедушкой, которые помогали чем могли. У деда была лошадь, но ее взяли на фронт еще в начале войны, а корову потом забрали немцы, мы тогда с сестрами были вместе с ним.
Дед корову запрягал в бричку и ездил на пахоту, а мы были в бричке. Так немцы остановили его, отобрали корову, хорошо самого его и нас оставили в живых. Тогда дед сам впрягся в оглобли и повез бричку и нас детей домой.
В годы Великой отечественной Войны за Армавир велись ожесточенные бои и город неоднократно становился ареной сражений. Он был «воротами» к городу порту Туапсе и Майкопу.
Когда в 42 году наша армия отступала в горы на Кавказ, госпиталь в котором служил мой папа тоже отступал вместе с армией, раненых эвакуировали, грузили в одни товарные вагоны и людей, и оружие, кто мог из раненых помогали. В этом отступлении немцы разбомбили госпиталь и там погиб мой папа.
Зима в тот год была очень суровая, топили печку всем чем могли.. Город той зимой был под немцами. Тогда моя мама сожгла почти всю мебель, папины чертежи, заготовки (папа был столяр), даже птички замерзали на лету.
Топить нечем стало уже в декабре месяце, по этому приходилось очень туго. А если не чем топить, то и сготовить горячее нельзя было. А напротив нашего дома жили немцы. У них было много дров нарубленных, штабелями лежали. И вот однажды в сочельник моя мама и две ее соседки пошли к немцам за дровами, немцы тогда отмечали праздник и пьяные были. Мама с соседками тогда натаскали от них дров.. Если бы их заметили, то расстреляли бы на месте. Мама спрятала дрова на чердаке, лестницу, ведущую на чердак унесла со двора и завалила снегом. А утром пришли немцы с автоматами искать дрова.. они ходили по всем соседним дворам. Но не нашли, так как мама хорошо все спрятала. Потом она прижала нас к себе… была ни жива ни мертва… но зато потом сварила нам горячее что — то.
Бои шли постоянно возле города… в пригороде на холмах стояли наши Катюши… и их залпы были на столько сильные, что от каждого залпа осыпались абрикосы с деревьев и вся земля была желтая от них, бабушка тогда очень плакала, стекол в комнатах почти не было, тоже от выстрелов все побитые были… Это был 43 год, а зимой город от немцев очистили.
Как я уже сказала, город постоянно бомбили.. Наш дом стоял недалеко от поташного завода, где находился склад боеприпасов, по этому очень часто бомбили рядом. Люди прятались кто где мог. У бабушки во дворе было импровизированное бомбоубежище – типа землянки.. Когда бомбили город начинала выть сирена и мы прятались в ней. Однажды сирена запоздала и мы не успели спрятаться во время… Мы только выбежали на порог, как в эту землянку попал снаряд, но не разорвался. И уже потом, когда освободили город от немцев, нас всех разогнали подальше и минеры его аккуратно на телеге вывезли куда то.
После войны наш город был весь в руинах кроме двух церквей.. Все большие дома были разбиты.. уцелели только небольшие частные дома..
Еще долгое время после войны находили снаряды на столько много их было погребено под обломками города.
А когда был День Победы, как сейчас помню… Все песни поют радуются, а мама моя встала у калитки, облокотилась на нее и так горько плакала… Ведь на войне у нее погиб муж, а брат родной пропал без вести…
И уже много лет прошло, мамы стало, мы только недавно смогли найти факты о гибели его. Он молодым только после училища ушел на войну, и попал в плен к немцам…Там он погиб в плену в 1943 году… Но это мы смогли узнать только уже сейчас, когда были обнародованы документы военных лет о пленных, погибших в концлагерях..
Фотографий сохранилось очень немного.. на фото моя мамочка и папа перед войной.. А моих детских то вообще не осталось фотографий.