Баранова (Разноглядова) Мария Ивановна

1929 г.

Информация предоставлена:

Горбунова Полина Алексеевна

Курганская область, г. Курган

«ЗДРАВСТВУЙ, МИЛАЯ КАРТОШКА…»

Если бы мы захотели называть героями лишь тех людей, которые совершили какой-то подвиг на войне, я бы смогла написать только то, что в моей семье не было таких героев. Оба моих прапрадеда погибли в Великую Отечественную войну, не сделав ни одного выстрела и, скорее всего, даже не доехав до мест сражений. Они не были знакомы друг с другом, но были похожи. Один из них, Баранов Пантелей Егорович, родился в нашем краю – в Петуховском районе Курганской области, другой, Разноглядов Иван Никитич, – недалеко от города Свердловска. Они были простыми крестьянами. Но оба добровольцами ушли на фронт, откуда не вернулись, пропали без вести. Мой прадедушка Алексей, сын Пантелея, и моя прабабушка Мария, дочь Ивана выросли сиротами.

Когда пришла война, моей прабабушке было как мне сейчас, двенадцать. Бабушка была вторым ребенком в семье, и у нее было еще пятеро братьев и сестер. Она никогда не говорила о военном времени плохо, никогда не плакала от воспоминаний о нем. Она рассказывала, что в войну в Свердловске появилось много госпиталей, и в их школе, также как и во многих других, были размещены раненые советские бойцы. Вместе с одноклассниками прабабушка ухаживала за ними, писала по их просьбе письма, помогала в заготовке продуктов, убирала палаты и продолжала учиться. И удивительно, что школьники тех лет учились старательно, более старательно, чем в наше время. Не было плохой успеваемости, не было плохой дисциплины. Дети, видимо, понимали полностью, что происходило в стране, не позволяли себе быть детьми в полном смысле слова, с шалостями и глупостями. Повсюду создавались «тимуровские» отряды, которые помогали нуждающимся старикам, большим семьям, оставшимся без кормильцев… А ведь такая помощь нужна была и ее семье, где ее мать, и она сама вместе со старшей сестрой Анной еле-еле тянули на себе небогатое хозяйство.

Как-то бабушка спела песню про картошку. Там были такие слова: «Здравствуй, милая картошка-тошка-тошка-тошка-тошка, низко бьем тебе челом-лом-лом. Наша дальняя дорожка-рожка-рожка-рожка нам с тобою нипочем-чем-чем!».

А потом она рассказала, что, несмотря на тяжелую жизнь и голод, не было уныния, и была вера в то, что наша страна обязательно победит в той тяжелой и ужасной войне.

Прабабушка никогда не говорила о войне плохо, хотя, конечно, имела на это полное право. Война лишила большую семью отца. После войны длительные розыски сведений и места захоронения Разноглядова Ивана Никитича, бесконечные переписки с архивами не принесли результатов. Бабушка считала это и своей виной. Хотя, что можно было с этим ей поделать?
Прабабушка имела статус «дети войны», была тружеником тыла. Удивительна ее дальнейшая жизнь. Она много училась, со временем возглавила финансовый отдел огромного района Свердловска, многое сделала для развития социальной сферы города. И это внимание к людям, небезучастность к чужой беде, которые она пронесла через всю свою жизнь, у нее сложились в тяжелое военное время.

В моей семье не было героев, совершивших подвиг на войне. В моей семье было горе, которое принесла Великая Отечественная война, и, несмотря на которое, дети войны выросли и построили мирную жизнь.

Смотреть другие истории