Габдрахманова Насима Нигматзяновна
1935 г.
1935 г.
Информация предоставлена:
Самое начало войны она не так хорошо помнит, так как была еще очень маленькой, но конец войны и послевоенное время она помнит хорошо и часто об этом рассказывает. «Мне было всего шесть лет, когда началась война. Помню, узнав об этой черной вести, моя мама заплакала, заплакали и мы. Она понимала, что отца заберут. В нашей семье было четверо детей, я – единственная девочка среди братьев. Все мы остались без отца. Матери и бабушке пришлось одним поднимать нас на ноги».
С первых дней войны они провожают своего отца. Из рассказа матери бабушка помнит, что ее отец участвовал в боях за освобождение городов Пензы, Харькова. После призыва деревня опустела, остались лишь женщины, старики и дети. Женщины, пожилые люди и дети трудились, не жалея сил. Они пахали землю, боронили, собирали урожай. Моя бабушка, как большинство детей в тылу, работала вместе со взрослыми, помогала фронту. Они вместе с матерью вязали шарфы, рукавицы, теплые носки. «Все это мы отправляли на фронт, хоть как-то хотели помочь солдатам, пусть даже и незначительно. Но чтобы те, кто воюет, знали, что их любят, ждут, помнят».
Трудно было детям во время войны: голод, холод, нищета.
В 1942 году бабушка поступила в первый класс, их в классе было 42 ученика. Не в чем было ходить в школу, бабушке пришлось носить мамин пиджак. Зимы в те годы были очень холодные. И в классах было холодно, не хватало учебников, не было ни ручек, ни тетрадей. Писали углем на газетах и обрывках бумаги, в старых книгах между строчками. Но самым ужасным было чувство голода. Молодым растущим организмам постоянно не хватало еды. Есть хотелось всегда, даже во сне. Но несмотря на эти трудности, бабушка старалась, училась хорошо.
Мы только получили весточку «Пропал без вести». Этот момент был очень тяжелый для нас, ведь отец был нашей опорой и вдруг его не стало. После войны жизнь не сразу улучшилась, голод продолжался. Мама изо всех сил старалась, чтобы сберечь нас от голода, ей помогал и старший брат. Спасла нас от голода и то, что была у нас корова. Целое лето бабушка из леса таскала на маленькой телеге сено для коровы. Мы, дети, тоже часто ходили в лес, там собирали всевозможные ягоды, грибы, орехи, лечебные травы. Чего только мы не ели? Весной даже собирали гнилую картофель», — вспоминает бабушка.
«Наконец наступила весна 1945 года. И вот по сельскому радио объявили долгожданную весть: «Война кончилась!» Тот, кто не пережил этого, не сможет оценить той радости, всеобщего ликования в честь Победы. Люди плакали и повторяли: «Победа! Победа!» Несмотря на то что получили об отце такую весть, мы продолжали ждать. Ждали и надеялись, что в один из прекрасных дней он вернется. Ждали долго. Но этого не произошло. Я так хотела, чтобы он вернулся живым и здоровым, увидеть его, ведь я его совсем не помню. Даже ни одной фотографии нет», — плачет бабушка.
Моя бабушка не любит вспоминать о войне. Когда она рассказывает мне и моему брату об этих событиях, всегда плачет. Ведь им, маленьким, беззащитным, приходилось бороться не только за свою жизнь, но и за жизнь своих сестер и братьев. Дети постарше пытались поставить на ноги младших, вести домашнее хозяйство, пока матери добывали хлеб. Это говорит о том, что у детей, прошедших через все муки войны, сильно развито чувство долга и ответственности.