Колесникова Александра Кузьминична

1930 г.

Информация предоставлена:

Середа Валерия Михайловна

Москвоская область, городской округ Люберцы, р.п. Октябрьский

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…

Всё дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, всё меньше и меньше остаётся в живых свидетелей тех страшных событий. И тем дороже для нас воспоминания. Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Мы много знаем о подвигах солдат, офицеров, целых батальонов, полков, дивизий. Это, конечно, справедливо, но нельзя забывать и о маленьких детях, которым суждено было жить в эти грозные годы войны.

Все ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.

Их защитить от смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы сегодня их не забывали.

И память эта прорастает в нас,
И никуда нам от нее не деться.
Что, если вдруг опять придет война,
Вернется к нам — расстрелянное детство…

Моя прабабушка, Колесникова Александра Кузьминична (просто бабушка Шура) пережила все ужасы войны, но её глаза выражают любовь и доброту, особенно к нам, подрастающему поколению…

Александра Кузьминична родилась 8 февраля 1930 года в селе Миндоловка Корочанского района Белгородской области. В семье было 9 детей. Бабушка Шура была средним ребенком в семье. С самого начала войны все дети с 7 лет помогали взрослым в колхозе: им поручали заготавливать осоку у реки для корма скоту. У них до крови были изрезаны руки, но мальчики старались нарвать осоки побольше. А младшие девочки держали мешки. Ещё дети разного возраста ходили в лес за грибами, ягодами. Собирали колоски в поле, съедобные травы (крапиву, семена лебеды), которые их матери добавляли в похлебку и хлеб. В речке ловили рыбу, помогали в сенокосе, работали в огородах: поливали, пропалывали. А дети постарше 13-14 лет, наравне с взрослыми таскали снопы, молотили цепами, хлеб возили на быках, сдавали государству, сеяли вручную.

В войну даже не выбрасывали очистки от овощей, их высушивали на печи и хранили в мешочках. Бабушка Шура помнит, как её мама пекла лепешки из смеси муки, травы и размолотых высушенных очисток. Дети понимали, как всем было трудно. Всегда хотелось есть, а кушать часто было почти нечего, потому что все отправляли на фронт для Победы.

Мы-маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам до сих пор тревога снится,
И до сих пор отбой не дан.
Из теплой, полной снов постели,
Из комнат, где цветы цвели
В бомбоубежища и щели
Мы ночью с бабушками шли.

Мы слез тогда уже не лили,
Мы знали вкус полынь — травы
И с вами всю беду делили,
Как с нами хлеб делили вы.
Ну что же, мы зато узнали,
Что значит выжить в трудный год.
Что значит – Родина за нами!
И что такое наш народ.

Когда в 1942 году в село вошли немцы, бабушке Шуре было 11 лет и она всё помнит: как немцев расселяли, как фашисты забирали продукты питания, всех кур забили и съели, коров забирали и зарезали на мясо. Она стала очевидцем страшной войны. Разруха, голод, несчастья. Бабушка Шура и сейчас со слезами на глазах вспоминает и рассказывает нам, что происходило с ней и её семьёй. Помнит, как её убитая горем мать совсем перестала кушать, отдавая еду им – детям. Поэтому не понаслышке знает цену хлеба, ведь хлеб всему голова. Отца не забрали на фронт. Как же трудно ему приходилось накормить такое семейство. Слушая её рассказ, мы невольно задумались: «А смогли бы мы выстоять и выдержать?».

На окраинах Белгорода шли ожесточенные бои. Раненых прямо с поля боя привозили в село. Сначала их отправляли в баню для санобработки, затем в наскоро оборудованный из конюшни госпиталь. Девчушки 10-13 лет помогали оборудовать этот госпиталь, а затем работали там санитарками. Их было 11 юных санитарок. Кормили тяжелораненых, ухаживали за ними, стирали бинты. От усталости валились с ног. А самое приятное их ожидало каждый день: хороший обед. С работы ждали дома младшие сестренки и братишки, которым девочки несли гостинцы, оставленными ими с обеда.

Горнили «К бою» трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать.
Но все равно в боях они умели
Не отставать, а побеждать!

Старшая сестра Галина помогала копать окопы. Старший брат Андрей не вернулся с войны. Младшие братья Иван и Михаил после войны служили в рядах Вооруженных Сил. Вот так жили, выживали, перенося все невзгоды, наши дедушки и бабушки.

9 мая 1945 года окончилась война. Много было слёз в родной деревне, погибло много односельчан, в некоторых семьях не вернулись и отец, и сын, забирали в армию и девушек, они шли добровольно, служили связистами, пулеметчиками. За такой труд детей-войны наградили медалями к 60-летию, к 65-летию, к 70-летию, к 75-летию Победы.

Мы слушаем Александру Кузьминичну, нашу прабабушку и понимаем — такое не забудется никогда. Эта память священна и вечна. Мужество и героизм людей, защитивших нашу Родину, не имеют срока давности. Рассказы ветеранов, как далекое эхо войны, напоминают нам: война была, но не дайте ей повториться! Эти слова обращены к нам, внукам и правнукам.

Смотреть другие истории