Пронин Анатолий Иванович
1940 г.
1940 г.
Информация предоставлена:
Ольга Плигина (Пронина)
Мой отец.
Много досталось тем, кто в годы войны были совсем детьми, как много им пришлось пережить в это трудное время. Я хочу рассказать о своём отце — Пронине Анатолии Ивановиче. На начало войны ему было всего полгода. Папа – четвёртый ребёнок в семье: старший Владимир, далее Толя и Галя (умерли в младенчестве), и Анатолий.
Семья жила в д.Александровка Рузаевского района МАССР. Глава семьи – Пронин Иван Николаевич, участник двух войн Финской и Великой Отечественной. В трудовой книжке записи:
— 5 месяцев службы в РККА;
— 1 января 1942 года уволен ввиду мобилизации в ряды РККА.
В семейном альбоме сохранилась фотография, на которой бабушка Маня с сыновьями.
Как дедушку Ваню забирали на фронт, мой папа помнить, конечно же, не мог, он был очень мал. Об отце знал только из рассказов матери и старшего брата. Повзрослев, всем говорил: «Придёт отец с фронта, вот такой кирпич хлеба привезёт!».
В доме часто нечего было есть, хлеб пекли с добавлением травы, в чугунке варили картошку. Чувство голода не покидало братьев. Старшему Владимиру было ещё трудней, так как до войны в магазинах продавали многое из съестного, даже конфеты!
Семья держала козу, поэтому молоко было своё, большое подспорье!
Часто мой отец оставался в доме один. Мог сам начистить и сварить картошку.
Вся семья с нетерпением ждала окончания войны. И вот она – долгожданная ПОБЕДА! Но дедушка вернулся домой только в апреле 1946 года. В день возвращения – папа был дома один. Он не сразу открыл дверь незнакомому мужчине (отца он знал только по фотографиям с фронта).
Сколько было радости, когда дедушка Ваня живым вернулся домой! Застолье продолжалось рассказами о войне, о товарищах. Дедушка награждён медалью «За отвагу». В семейном альбоме фотография, где дедушка Ваня с сыновьями (дядя Вова с трофейным аккордеоном).
Вот как сам отец писал о себе:
«Я жил ещё в далёкие те времена,
Когда почти вручную всё косили.
Но, девки лифчики, коль груди есть – носили,
А детям не знаком был вкус вина.
Родился я перед войной.
Метель мела сугроб к сугробу…
И повитуха, повозившися со мной,
Сказала: «Ну, родился, слава Богу!».
Но Бог и Чёрт почти что рядом,
Почти что рука об руку идут.
Но настороженным друг друга ловят взглядом,
Когда из них кто первый оплошает, ждут.
В то время Чёрт стоял уж у порога.
Отец собрался и ушёл с ним воевать.
А мать, вдруг вспомнившая Бога,
Отца четыре года стала ждать.
И баба Анна грудь мне в рот толкала,
Чтоб меньше было рёва, слёз…
Но молока в её грудях так было мало,
Что не было совсем, коль говорить всерьёз.
Был голод, и была нужда,
А всё ж я рос и рос.
Пока семья отца ждала,
Сам научился вытирать я нос.
Утоплен в Эльбе Чёрт! Капут!
Один остался Бог.
Солдат солдатки с фронта ждут
И славят: «Бог помог!».
Пришёл с войны живым отец,
А сын уж сам его встречает у порога.
— Ну, надо ж, был совсем малец!..
Все проклинают Чёрта, славят Бога.
И по прошествии уж многих лет,
Когда не только у отца – у сына старость у порога,
В дни праздников, а чаще всего бед,
Они нет-нет, да вспоминают Бога.
И хоть свою судьбу вершили сами,
А Бог и Чёрт тут были не причём.
Немного юморнул я здесь стихами,
Чтоб знали – даже Чёрт нам нипочём!».
В 1947 году в семье родился Александр, в 1952 году – Галина, в 1954 году – двойняшки – Павлик и Ниночка. Бабушка Маня (папина мама) удостоена медали «Медаль материнства» I степени.
Мой отец – выпускник школы, где я работаю. Он поступил в первый класс в непростом 1948 году, когда страна только-только оправилась от Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Послевоенные годы были трудными для школьников, так как недоставало самого необходимого. О школьной форме можно было только мечтать. А вот учиться в школу, по словам отца, ребята шли с большим желанием, хотели узнать как можно больше нового. В этом им помогали замечательные педагоги, Учителя с большой буквы.
Многие из них прошли суровую школу жизни, так как война оставила след в каждой семье. С большой любовью и теплотой папа вспоминал директора школы, учителя физики, фронтовика Лукьянова Михаила Александровича, завуча Митченко Марию Николаевну, учителя математики Лукьянову Антонину Тимофеевну, учителя географии Новикову Евгению Петровну (вот как полтора года нет в живых моего отца, А Евгения Петровна до сих пор жива, в полном уме и памяти, иногда выходит прогуляться даже по магазинам!).
Годы учёбы в школе оставили большой след в жизни отца. Каждого ученика знали по имени, хотя в классах было по 40 человек и более. Все вместе – ученики и учителя – переживали невзгоды и радости. Проходя сейчас по школьным коридорам, испытываю чувство радости оттого, что именно моя школа дала когда-то путёвку в жизнь моему горячо любимому папе.
После школы он учился в МГУ им.Огарёва (строительный факультет, инженер-строитель). Работал прорабом, мастером, нормировщиком.
Вот вырезка из «Рузаевской газеты» от 6 ноября 1995 года (отец крайний справа):