Борисова (Камышлейцева) Надежда Сергеевна
1930 г.
1930 г.
Информация предоставлена:
Весна… Совсем скоро наступит май. В этом году 9 Мая исполнится 75 лет со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне, которая длилась почти четыре года. Тяжкие испытания выпали на долю нашего народа. Война коснулась всех – и взрослых, и детей. Каждый из них боролся с ненавистным врагом, кто на поле боя, а кто в тылу, помогая фронту, работая и учась.
Моей прабабушке Борисовой (Камышлейцевой) Надежде Сергеевне, когда началась война в 1941 году, было 11 лет. Она была младше, чем я сейчас. Маленькая, хрупкая, беззащитная девочка Надя, которая к этому возрасту уже успела пережить раскулачивание и ссылку с семьей в казахстанский аул, смерть любимой мамы, голод, холод и лишения, стойко приняла известие об еще одной большой общей беде – Войне. Ее семья жила в с. Усть-Уйка Курганской области. Старший брат Николай уехал работать на завод, на котором делали танки для фронта. Брат Александр в возрасте 18 лет в 1942 году лет ушел добровольцем на фронт. Остались они впятером: отец инвалид, старенькая бабушка Матрена Александровна и трое детей. Работали все. Отец Сергей Никитич, несмотря на болезнь, брался за любую работу, где нужна была мужская сила. Сестре Клаве было 15 лет, и она работала на ферме, а младшенькие Надя и Коля, которому исполнилось восемь лет, помогали на колхозных полях.
На долю тех, кто жил в тылу, выпало немало испытаний. Все, кто мог, работали, не покладая рук. Взрослые пахали землю, бывало, впрягались в плуг или борону женщины и дети вместо лошадей, сажали картошку и овес, пшеницу, пололи и убирали их. Работали за трудодни, а потом получали за них продукты. С раннего утра уходили дети в поля работать, а вечером учились в школе, занятия никто никогда не отменял. У Нади тяга к знаниям была всегда, много читала, красиво писала.
Самыми страшными временами года были осень и весна, когда работы на полях было много, а на улице было сыро, холодно и промозгло, а обувь была старая, починенная и всегда мокрая насквозь. Зимой ходили в подшитых на несколько раз валенках, летом бывало и босиком или даже плели лапти. Несмотря на то, что жили в деревне, кушать было нечего. Летом старая бабушка ходила в лес собирала грибы, ягоды, коренья, ребятишки ей были в помощь, если выдавалась свободная минутка. За трудодни выдавали пшеницу и овес, сотрет она зерна в муку, замесит ее на воде и испечет лепешечки. А если зерна не было, варила «пустые щи» из крапивы или полевого щавеля. Все, что выращивалось в своем личном огороде, сдавалось для фронта, себе оставляли малую часть. Во время уборки нельзя было даже колосок или картофелину взять с поля, сразу считалось, что ты предатель и пособник врага. Поэтому, когда поздней осенью в полях уже лежал снег, дети ходили туда и искали в земле замерзшую картошку, рыли землю прямо руками и были довольны, если получалось собрать с полведра картошки или найти хоть немного колосков.
Надя в школе училась прилежно, старалась, и ее перевели на работу курьера в сельсовет. Работа была не легкой, приходилось много ходить пешком, до районного центра было 40 км и не всегда попутные обозы могли довезти до места назначения по разбитой дороге, тогда девочка шла пешком. Не бури, не снегопады, не дождь, не ветер не останавливали маленькую девочку, только бабушка дома молилась за нее, чтобы она вернулась домой живая и невредимая. В конце 1944 года их семью не обошла стороной беда, пришла похоронка на брата Сашу. Горе, которое нельзя описать словами, накрыло их дом черной пеленой. «Как так? Почему именно он?» — задавала Надя этот вопрос кому-то в небеса, но ответа не получала. Девочка очень любила старших братьев и думала, что может быть ошиблись, там, на фронте, когда заполняли документы, и ее брат жив и вернется еще домой к своей семье.
Надя поддерживала свою бабушку, как могла, но та уже больше никогда не снимала траура по внуку. В конце войны умер еще один брат, прямо за станком, на своем рабочем месте. Это был еще один удар, который переживали тяжело.
Трудно себе сейчас это представить, но дети, пережившие войну, хлебнули горя полной чашей, может быть даже слишком большой для маленьких людей. Война растоптала их детство, они знали только страдания, голод, смерть и очень рано сделала их — взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, ответственность. Никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские.
Зная все лишения войны, моя прабабушка всегда очень бережно относилась к хлебу. Покушав, она собирала все крошечки со стола, бережно сметала их в ладонь и съедала. Она знала настоящую цену хлеба. Ее старая бабушка прожила долгую жизнь и всегда была рядом с Надей, которая её любила и почитала.
Уже после войны, Надежда Сергеевна закончила техникум и всю свою жизнь проработала главным бухгалтером в Целинной конторе Госбанка. За долгий и безупречный труд награждена многими правительственными медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд». Родила двоих детей, а еще двоих усыновила. Детей с мужем воспитали и выучили, дожила до появления внуков и правнуков. Уже после войны узнала, что ее брат Александр похоронен в Чехословакии, съездить туда в силу своего возраста не смогла.
Мы часто вспоминаем мою прабабушку Надежду Сергеевну.
Она часто говорила, что детства у нее не было, но несмотря на это, она была очень добрым, отзывчивым, гостеприимным и порядочными человеком.
Почет и уважение таким людям, как моя прабабушка, низкий поклон всем детям войны!