Цыганкова Антонина Григорьевна
1934 г.
1934 г.
Информация предоставлена:
Мама уходила на работу рано утром, пока дети, а нас был четверо, ещё спали, приходила поздно, когда уже все спали. Поэтому можно сказать, что мать почти не видели. Работала мать в совхозе. На своей корове пахала землю и сеяла. Дети были дома одни. Когда ввели карточки на продукты, я по ночам ходила клеить номерки на карточки, чтобы утром получить хлеб вне очереди.
Когда началась оккупация, приходили немцы и забирали всё съестное. Моего брата Володю однажды чуть в кипяток не окунули. У мамы требовали, чтобы она сдавала молоко и яйца. Когда стали забирать скот, мама спрятала корову в подполе и так держала её несколько месяцев. Но до войны у отца была пасека, поэтому были запасы мёда. Его мама сдавала в совхоз, а за это ей давали крупу. Из этой крупы мама пекла что-то наподобие хлеба. На домашнем огороде выращивали кукурузу и после помола пекли кукурузные лепёшки. Поздней осенью ходили на колхозные поля и было счастьем найти подмёрзшую картофелину или морковь. Когда было совсем голодно- обычно весной- ели распускающиеся почки вишен, яблонь, лебеду. Легче всего было летом. Ребята постарше ловили рыбу и раков.
Во что одевались: Пока было тепло, ходили босиком. Часто лапти плели, в них и ходили и зимой и летом. Везло тем, у кого была обувь, оставшаяся ещё с довоенного времени. Но она часто вся была мала либо дырявая, либо кое-как залатанная, а если повезёт, то чью-то донашивали. Из одежды у ребят портки холщовые да кое-какая рубаха, а у девчат из этой же ткани платья.
Во что играли: Игрушек не было. Сами шили кукол из старых тряпок, набивали соломой, рисовали лицо. Мальчишки из тряпок делали мячи: закручивали тряпку, а потом завязывали из неё узел, и можно гонять в футбол. Конечно же играли в войну. У всех мальчишек были стреляные гильзы. Нашёл подходящую корягу – ружьё. А девчата, конечно же медсёстры, помогали раненым.