Информация предоставлена:
Близнова Светлана Борисовна
Саратовская область, Село Хватовка
Детство опаленное войной.
Можно спросить, что героического в том что в 5, 10, 12 лет пройти через войну? Что смогли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Они помнят как умирали от голода и страха. Детская память вещь загадочная.
В 1942 году начались расправы и массовое истребление людей. В партизанском отряде у Татьяны Никитичны Макаричевой были отец и брат. В окупации остались мать, сестра, брат и восьмилетняя Таня. Мать расстреляли, брата повесили, сестру закопали живьем в землю. Таню отправили в концлагерь. Дети и война—нет более ужасного сближения противоположных вещей. Вместо школы Таня Щеброва попала за колючую проволоку концлагеря. Она увидела глазами детской души горе и жестокость, колючую проволоку, голод, лай собак, злобный крик фашистов и смерть, которая всегда находилась рядом.
Рано повзрослевшие дети с потухшим взглядом больших глаз, на худых лицах морщинки. Они работали молча и молча шли в барак. Не было слышно плача и тем более смеха. А посреди лагеря дымились трубы крематория, где сжигали маленькие трупы. В 1944 году бои приближались к лагерю. Беспокойные стали фашисты.
И весенним утром 1945 года партизаны освободили лагерь. Взрослые мужчины, бойцы плакали глядя на живые скелеты. Плакали глядя на Таню, которой было только 11лет. После лагеря Таню подлечили и она уехала к родственникам в город Дядьково. После войны села за парту. В 1947 году поступила в техникум и по окончанию была направлена на Хватовский стекольный завод. Тут Татьяна Никитична встретила свою судьбу. Муж, дети, внуки—все было у Татьяны Никитичны. Но горьки были ее воспоминания о детстве украденное войной.