Тарских (Кузьминых) Екатерина Васильевна

1936-2018 гг.

Информация предоставлена:

Плотникова Людмила Викторовна

Курганская область, с.Верхнеключевское

Тарских (до замужества Кузьминых) Екатерина Васильевна, 5 декабря 1936 года рождения. Проживала в деревне Гусиное Катайского района Курганской области. Степень родства- мама.

Перед войной в семье Василия Петровича и Акулины Яковлевны Кузьминых воспитывалось четверо детей, пятерых ребятишек они схоронили. Старшие — сыновья Михаил (1924 г.) и Николай (1930 г.), младшие — девочки Екатерина (моя мама) и Анна. После долгих поисков лучшей доли семья оказалась в небольшой деревне Гусиное Катайского района Челябинской области (до 1943 года, затем Курганской).

5 декабря 1936 года у Акулины Яковлевны родилась двойня. Сына назвали Егором, а дочь Екатериной. Появились на свет они в деревне Гусиное, но в свидетельстве о рождении указано село Боровское, где находился сельский совет. Егор дожил до лета, а потом тяжело заболел и умер. Мама оказалась первой девочкой в семье. По воспоминаниям родственников, отец её очень любил. Он работал тогда бригадиром и часто забирал маленькую дочь с собой в поле. Ему была положена лошадь и возок.

В феврале 1940 года родилась в семье вторая дочь Анна. А 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Василия Петровича Кузьминых призвали на фронт, а в январе 1942 года семье сообщили, что он был в последнем бою 7 января 1942 года. Мама не запомнила, как его отправляли на фронт. Она спала, а отец не дал её разбудить, о чём она жалела всю жизнь. Следом на фронт ушёл старший сын Михаил. Мама вспоминала, что однажды от него перестали приходить письма. 6 месяцев Михаил Васильевич лежал в госпитале после тяжёлого ранения в бедро и контузии и только, когда начал выздоравливать, написал домой, что не хотел никого расстраивать. Мама запомнила на всю жизнь, как писала ему ответ под диктовку, что не делай так больше, Миша. Лучше бы мы знали, что ты в госпитале. Можно только догадываться, что пережила наша дорогая бабушка за это время. Михаил вернулся домой в 1947 году.

В начале войны, когда в район начали прибывать эвакуированные, к ним подселили женщину. Видимо, у неё погибли родные, и от этих переживаний начались проблемы с головой. Однажды она порезала на ленточки все шторы. Бабушка испугалась за своих детей, эвакуированную от них забрали. Её потом лечили, закончилось всё благополучно, но больше к ним никого не подселяли.

Как и все женщины того сурового времени, Акулина Яковлевна работала не покладая рук. Трудилась она на кормокухне птичника. В 5 утра уходила на работу, наказывая детям не вставать рано, чтобы не так хотелось есть. Гусям замешивали кашу на отрубяхи обрате, а детям горстку отрубей взять было нельзя.Один эпизод мама запомнила очень хорошо. Видимо, женщины пожалели голодных ребятишек и дали им каши. Они залезли на вышку и щепками ели эту кашу, а ещё им наказали смотреть на дорогу, чтобы никто посторонний не показался.

Гусей гоняли пешком в Шадринск. Если гуси были ослабленные, могли забить на ферме. Теребили их женщины по ночам. Тушки сдавали, а потроха позволяли дома оставить. Бабушка ставила потроха в чугунке в печь, тогда это была «царская» еда.

Николай и мама каждый день ходили за тальником, чтобы заготовить дрова на зиму. Зимой они возили дрова на санках. В 13 лет Коля начал работать на лошади, только тогда стало немного легче.

Однажды мама потеряла все карточки. Дети играли на берегу, а карточки выпали из кармана. Это была трагедия. Но маму не оставили в беде, искать кинулись все и нашли.

Мама рассказывала, что у них была своя корова Танька, которая давала много молока, но она оказалась бруцеллезной. Выделили им другую корову Фонарку. Сама она была чёрная, а голова с пестринами, доилась она неважно, а надо было сдать государству 300 литров молока. Мама ходила с трёхлитровым бидончиком сдавать молоко.

Бабушка косила сено сама, сначала ходила одна, потом девочек начала брать с собой. Однажды волки близко подходили, завыли. Мама с Аней начали спрашивать, кто это. Бабушка сказала, что собаки. Они быстро собрались и пошли в деревню.

Одежда была плохая, было голодно, сначала простудился и тяжело заболел Николай. У него начался менингит. Голова распухла и почернела, но врачи его спасли даже в тех суровых условиях военного времени. Потом заболела Анна. Со скарлатиной её положили в больницу, бабушка ходила в Катайск пешком туда и обратно. И на этот раз беда обошла стороной семью.
Большую часть суток детвора военного времени проводила на улице. Не забывали играть: зимой катались с гор, летом купались. Летом с едой становилось лучше: жили на траве и ягодах. Копали саранки, лесной лук, собирали пиканы, дикую клубнику, черёмуху, вишню, ели ягоды паслёна. Мама вспоминает, что картошка почему-то плохо росла, а если вырастала, то урожай сгнивал.

В 7 лет мама пошла в первый класс. Начальная школа была в Гусином. Экзамены они сдавали в Боровском, а в 5 класс она пошла уже в школу в Катайске.

Мама ушла из жизни 1 ноября 2018 года. В последнее время она часто вспоминала свои детские годы и говорила, что не дай, Бог, чтобы на долю ещё какого-нибудь поколения выпали такие совсем не детские испытания!

Смотреть другие истории