Батынина Зоя Дмитриевна
1935 г.
1935 г.
Информация предоставлена:
Из рассказа моей прабабушки Томиловой Зои Дмитриевны.
«Я, Томилова (Батынина) Зоя Дмитриевна, родилась 3 августа 1935 года в Башкирии, где и жила до 1952 года. В тот год, когда началалась война, мне исполнилось 6 лет. Военных действий у нас не происходило, но я хорошо помню, как жила наша страна в те годы. Папу, Батынина Дмитрия Степановича, призвали в ряды армии в июле 1941 года. Он был связистом, прошел всю войну, дошел до Берлина, их батальон обеспечивал бесперебойную связь на Украинском фронте. Я, моя мама Ольга Васильевна и моя годовалая сестренка провожали его на фронт. Из совхоза тогда провожали многих мужчин, и кругом раздавался плач и крики, плакали взрослые и дети.
Остались одни женщины, пожилые и дети. Мы с сестренкой пошли в детский сад (нам повезло), нас там кормили, жили в тепле, мама работала. Потом стали приезжать эвакуированные с Украины, Белоруссии и других республик. Женщины работали от темна до темна, зимой на пилораме, а летом ещё и в совхозном саду, где выращивали овощи и фрукты, всё для фронта, всё для победы. Вечерами вязали носки, варежки и отправляли на фронт. Мы, дети вместе с воспитательницей, летом и осенью собирали лекарственные травы, сушили и тоже отправляли на фронт, также собирали маленькие стеклянные бутылочки для лекарств, и пол-литровые бутылки для зажигательной смеси. Женщины косили сено, скирдовали солому для скота, но этого не хватало животным на зиму и приходилось с крыш домов снимать солому, а потом осенью снова покрывали крыши соломой заново. Много тяжелой работы приходилось выполнять женщинам, пока их мужья воевали. В 1943 году у меня умерла сестренка, которой на тот момент было 3 годика, не было лекарства и врачебной помощи, мы переживали.
Не было конца радости, когда мой папа прислал посылку на имя моей учительницы, с бумагой, Евдокия Герасимовна, тогда сшила из этой бумаги тетради, разлиновала в косую линейку, чтобы мы могли научиться красиво и грамотно писать. Все старались учиться хорошо, чтобы не огорчать маму и порадовать в письме папу. Летом школьники ходили в поле собирали колоски, сдавали в колхоз, потом из полученного зерна пекли хлеб.
Стали привозить людей с детьми из Ленинграда. Эти люди перенесли много лишений и потерь, мы им очень сочувствовали. Но как бы ни было трудно, жили дружно, помогали друг другу. Если кому то приходила похоронка, все женщины и председатель совхоза оказывали помощь этой семье. А как все радовались, когда по радио сообщали о победах на фронтах, об освобождении городов и деревень.
А когда объявили о победе все кричали «Ура! Победа!». Все выбегали на улицы села, обнимались, плакали от радости, у сельсовета был митинг, выступал председатель и всех поздравлял. Обнимались даже не знакомые люди. Я испытывала не передаваемые впечатления и эмоции.
Хочу что бы из вас ни кто не испытал страстей войны, чтобы было над нами мирное небо, наша страна расцветала и все народы жили дружно, чтобы не было межнациональной вражды»