Трефилова Эльза Германовна
1944 г.
1944 г.
Информация предоставлена:
В деревне Гыявыр Кезкого района Удмуртской АССР, восьмым ребенком в семье Трефиловых Александры Анисимовны и Германа Федотовича. В семье родилось всего девять детей, трое из которых погибли в младенчестве от болезней, в период с 1941- 1945 годов. Вот какую историю про тяжелую жизнь своей семьи во время Великой Отечественной войны она мне рассказала.
В деревнях остались одни женщины с детьми, которые работали за мужчин и за себя, дети трудились, сами себя кормили, выжили.
Как же мы выжили в военные и после военные нелегкие годы? В магазинах не было соли, сахара, керосина, масла растительного… Очень часто вспоминаю братьев, они заменили нам отца, были добытчиками.
Старший брат Аркадий Германович родился 24 июня 1929 года. На начало войны ему было 12 лет. Учился хорошо, до 4 класса был отличником. «Аркашка был охотником, рыбаком, имел ружье в подростковом возрасте, возможно это было приобретено при отце. Ходил частенько в лес добывал куропаток, зайцев. Рыбацкую сеть связал сам. На Каму ходил рыбачить. Помню в половодье поймал столько рыбы, что не смог дотащить домой, рано утром мама с сестрой Фаей ходили за рыбой, свой улов он спрятал в стоге сена. Вот тогда мы наелись досыта» вспоминает сестра бабушки — Роза. В годы Великой Отечественной войны был направлен учиться в город Ижевск, в ФЗО (школа фабрично- заводского обучения) работал у станка. Жил впроголодь, так как карточку на хлеб украли. В 1947 году после долгой болезни, умер отец, Аркадий вернулся в деревню. Перед армией работал заместителем председателя колхоза. Мама говорила: «На работу пошел в отцовской одежде, что осталось после его смерти. Было все конечно не по размеру…»
Стало жить чуть- чуть полегче, он получал по распределению продукты (мука, изредка хлеб). Подарил сестре Фае отрез ситца на платье, а Розе ситцевый платок – это была такая радость. Подорвав здоровье работая в городе, в армию брать не хотели, а он настоял. Служил в Москве, стоял в карауле на Красной площади у Мавзолея. Через год его комиссовали по состоянию здоровья. Очень сильно заболел, умер в свой день рождения 24 июня 1953 года, в свои прекрасные 24 года.
Второй брат Петр Германович родился 2 августа 1931 года. К началу войны ему было 10 лет. Отучился 4 класса, работал в колхозном складе. Бороновать землю – это работа была тяжелейшая, лошадь таскала борону, а человек управлял лошадью, надо было ходить пешком по пашне, уставали ноги, целый день взад-вперед. Петя и другие мальчишки работали на ровне с женщинами. На лошадях с мальчишками выносили золу из домов и развозили ее на колхозные поля, для удобрения. После школы ходили обирали колосья ржи. Вечером выходили молотить зерно на гумно. Привод работал от лошадиной силы. Мальчишки сидели верхом, управляли ими. Работы хватало всем, подавали снопы, перелопачивали зерно, откидывали солому. Приходи домой за полночь. В колхозе работали за трудодни иногда выдавали мукой, но этого мизерного количества хватало только в суп насыпать горсточку. Работая на складе, умудрялся принести домой немножко муки, чтобы мать могла заправить суп. «Петя был наш кормилец, единственный мужчина в семье, на то время после смерти отца». После войны отучился на шофера. Работал в колхозе. Отслужил 4 года пограничником на Чукотке. Позже переехал Самарскую область.
Сестра Фаина Германовна Трефилова (по мужу Каратаева), родилась 5 марта 1935 года. Первая и любимая дочь отца. На начало войны ей было 6 лет. Что может делать, чем помочь – это маленькая, хрупкая девочка, в свои 6 лет. Мама работала на ферме дояркой. Она часто брала с собой детей, чтобы помочь. Работа по уходу за скотиной была ручной, очень тяжело было женщинам, поэтому дети помогали своим матерям. Дети возрасте 6- 8 лет пасли скот, иногда в две смены. В жаркие дни, выгоняли до восхода солнца, с появлением комаров, слепней, мух загоняли домой, к вечеру снова выпускали. Такая пастьба была очень неприятной. Утром вставали рано, очень хотелось спать.
Фая вспоминала: «Однажды пасли свиней, потерялась свиноматка. Заведующая фермой, проходя мимо нашего дома, угрожала штрафом. Через неделю свинья нашлась. Она вышла из леса с вереницей поросят, еле передвигающихся в траве. Мы плакали от радости, что она нашлась». Неприятная работа была колотить льняные снопы, деревянной колотушкой отделять семена от стеблей. Зимой в лесу рубили сосновые ветки для скота.
Роза Германовна Трефилова (по мужу Шакирова) родилась 20 февраля 1938 года. Ходила вместе со старшей сестрой Фаей помогать маме на ферму. Роза вспоминает тяжелые, голодные после военные годы: «Мы, в школьном возрасте были уже взрослыми. В первом классе в конце недели нас возили на грузовой машине на поляне. Снопы грузили таскали на машину. Многие были босые, так и бегали по колючему жнивью, затем бежали домой по полям собирая полевые цветы. Приходя домой после школы, бригадир нас ждал и давал задание, собирать колосья ржи после комбайна. В летние каникулы посылали на заготовку сена. Очень радовались дождю, работу отменяли, можно было сбегать по грибы ягоды и для себя пучок сена или веников заготовить. В августе месяце тягали лен. Работали целый день под палящим солнцем, в наклону. Ладони были в царапинах, занозах, крови, болела голова, спина, а к вечеру хотелось сильно кушать.»
Очень запомнилось воспоминание девятилетней Розе умершего отца. Она была удивлена, увидев отца, лежавшего на кровати в больничном коридоре: «Он смотрел на меня удивленными открытыми глазами. Позже я зашла домой, меня подвели к гробу, отец лежал симпатичный, в тёмно- синий костюм с белыми полосками, рубашка и на шее галстук, в карманчике ручка и носовичок или бумага, не помню… Гроб вынесли, Петя сел на гроб и на лошади повез, провожающих было мало. Я пошла до больницы и меня завели снова в палату. Я не знаю кто капал могилу? Аркашки дома не было. После похорон отца приехало с Кулиги начальство решили в детский дом увести меня и младшую сестру Иру (которой на тот момент было 8 месяцев) так как был голод ужасный, думали помрем мы. Мама не отдала нас, говорила, что где найдет нас потом? Лето наступит, будут ягоды грибы, огород посадим чем-нибудь, проживем как-нибудь, а в итоге у нас и семян и картошки не осталось на посадку. Мама из бани увезла чугунный котел, и обменяла на семена.»
«В 1956 году Оставшийся брат Петр дал мне 25 рублей. Я поехала в Можгу в Ветеринарный техникум. Одета была в фуфаечку, в туфлях не своего размера с дерматиновой сумкой».
Закончила техникум. Поступила и закончила в Казанскую Ветеринарную академию. Вышла замуж, родила сына. Часто говорила: «Как тяжело было смотреть и думать о прошлом тяжкой жизни в военные годы, сердце колотилось, внутри рыдало, слезы вытекали из глаз крупными каплями с болью в груди. Ну что ж?! Мы выжили! Они наши отцы и деды, братья отдали жизнь, погибли, за наше будущее. Мы безупречно благодарны им, в наше время живем в достатке, хорошо питаемся, красиво одеваемся, и мирное небо над головой…»